Кафедра педагогики и психологии начального образования

 

 

 

Заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования
Игнатович Вия Геннадьевна
- кандидат педагогических наук, доцент.

 

 

 

Контакты кафедры: 

Телефон +375-17-267-78-64

E-mail pipno@bspu.by

 

В настоящее время на кафедре работают 5 доцентов (Игнатович В.Г., Андарало А.И., Баранова Л.И., Ковалив В.В., Сорока О.Г.), 3 старших преподавателя (Забавская И.И., Пацкевич С.М., Цыркун И.И.) и преподаватель (Бойко Е.С.).

В.Г. Игнатович активно занимается научно-исследовательской работой. Область научных интересов очень разнообразна. Она руководила и принимала участие в следующих исследованиях: «Психолого-педагогические основы подготовки студентов к идейно-патриотическому воспитанию младших школьников», «Дидактическая система становления и развития профессионального творчества студентов в процессе общепедагогической подготовки», «Разработка методологических и дидактических основ развития интеллектуального и творческого потенциалов личности высококвалифицированных педагогических кадров», «Разработка научно-методических основ создания и применения электронных средств обучения для начального образования (на примере ЭСО «Белорусский язык. 2 класс»), «Разработка научно-методических основ применения электронных средств обучения в начальной школе», Научно-техническая программа «Научно-методические основы создания и внедрения национальных информационно-образовательных ресурсов и инновационных учебно-методических комплексов с электронными компонентами в сфере высшего педагогического образования».

Область научных интересов О.Г. Сороки – проектирование и разработка электронных средств обучения (ЭСО), использование информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников.

Круг научных интересов Л.И. Барановой – проблемы  гражданского, экономического воспитания младших школьников, формирования нравственно-этической культуры, методика воспитательной работы в начальных классах, аксиологический, культурологический и дифференцированный подходы в воспитании, культура речевого поведения, воспитание средствами православной культуры, методика этического просвещения младших школьников, преемственность нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, методика преподавания предмета «Человек и мир».

В.В. Ковалив преподавательскую работу совмещает с научно-исследовательской деятельностью. Область научных интересов – музыкальная педагогика, музыкознание, история музыки, методика преподавания музыки, музицирование. 

И.И. Забавская активно занимается научно-исследовательской работой. Область научных интересов - становление и развитие начального образования в 20-е годы XX-го столетия БССР.

С.М.Пацкевич активно занимается научно-исследовательской работой, связанной с изучением путей совершенствования музыкальной подготовки студентов факультета начального образования. С.М. Пацкевич – автор многочисленных переложений и аранжировок для женского вокального ансамбля, хора.

Цыркун И.И. является одним из авторов пособия «Педагогические практики в начальной школе».

Бойко Е.С.  в научно-исследовательской работе рассматривает актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов в области музыкального искусства.

Кафедра обеспечивает преподавание следующих дисциплин:

  1. Вариативный компонент начальной школы
  2. Введение в педагогическую профессию
  3. Ведение школьной документации
  4. Использование электронных средств обучения в начальной школе
  5. Методика воспитательной работы
  6. Методика воспитательной работы в детских оздоровительных учреждениях образования
  7. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом
  8. Методика преподавания музыки с практикумом
  9. Методика трудового обучения с практикумом
  10. Организация взаимодействия учителя с семьей учащегося
  11. Организация работы с одаренными детьми
  12. Основы коррекционной педагогики
  13. Педагогика
  14. Психология
  15. Современные образовательные технологии в начальной школе

История кафедры.

Кафедра была создана в 1957 г. Со времени создания и по 1973 г. кафедрой заведовала кандидат педагогических наук, профессор Т.М.Куриленко. Особое внимание она уделяла подготовке научных кадров для системы начального образования. Под ее руководством были защищены кандидатские диссертации по проблемам организации учебно-воспитательного процесса и формирования личности младшего школьника: Г.И.Боровая (1967), М.П.Осипова (1977), А.С.Смирнова (1978), А.А.Сизый (1978), О.В.Шурпан (1984) и др. В состав кафедры входили преподаватели педагогики и частных методик начального, дошкольного и дефектологического образования: доценты Г.И.Боровая, В.И.Нефедов (декан факультета с 1971 по 1977 гг.), З.П.Паршакова; старшие преподаватели  А.К.Янулис (декан факультета с 1957 по 1961 гг.), М.Н.Попова, Е.В.Порохневич.

 

      Т.М.Куриленко    Г.И.Боровая          

С 1973 по 1985 гг. кафедру возглавляла кандидат педагогических наук, доцент Г.И.Боровая, деятельность которой способствовала повышению качества научно-исследовательской и методической работы кафедры. В период с 1971 по 1993 г. на кафедре работал кандидат педагогических наук, отличник просвещения СССР и УССР, доцент В.И.Нефедов (декан факультета с 1971 по 1977 гг.).

  

  Г.И.Боровая            Торжественное собрание на факультете       В.И.Нефедов (с дочерью)

Более 30 лет на кафедре работала доцент 3.П.Паршакова, которая внесла значительный вклад в повышение уровня учебно-воспитательной работы по дисциплинам природоведческого цикла. Ею разработаны методические указания к семинарским и лабораторным занятиям по методике преподавания природоведения (1980), программа психолого-педагогической практики (1988), учебные пособия по природоведению, дневники наблюдения для начальных классов и др.

В 1986-1996 гг. кафедру возглавлял кандидат педагогических наук, доцент А.А.Сизый, известный в республике ученый в области начального образования, автор более 200 публикаций. Среди них научные статьи, методические пособия, книги «Воспитательная работа в начальных классах» (1986), «Новый этап в развитии начальной школы Белоруссии» (1988).

 

    А.А.Сизый          В.В.Буткевич

С 1997 по 2009 гг. кафедрой заведовала доктор педагогических наук, профессор В.В.Буткевич, которая большое внимание уделяла повышению уровня научно-методической работы на кафедре, подготовке научных кадров (магистров, аспирантов, соискателей). В.В.Буткевич с 2000 по 2004 г. возглавляла Совет по защите диссертаций К 02.21.05 на получение ученой степени кандата педагогических наук, в котором осуществлялась защита диссертаций по специальностям: теория и методика обучения и воспитания (начальное образование), теория и методика дошкольного образования. Активное участие в работе кафедры принимал доктор педагогических наук, профессор Н.И.Мицкевич.

С 26 октября 2009 г. кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент В.Г.Игнатович.

1 октября 2013 г. произошла структурная реорганизация кафедры вследствие присоединения к ней кафедры эстетического образования.
История кафедры эстетического образования началась в 1963 г., когда открытие на факультете дополнительной специальности "Музыка и пение" привело к образованию кафедры теории музыки и музыкальных инструментов.
С 1963 по 1995 гг. кафедру возглавлял старший преподаватель А.И.Иванов.
С 1995 по 2005 гг. кафедрой заведовал старший преподаватель В.М.Швед.
В 1986 г. на факультете была создана еще одна кафедра музыкально-эстетического направления - кафедра методики музыкального воспитания и хорового дирижирования. 
С 1986 по 2005 гг. ее возглавляла доцент Н.Н.Балакина.
В 2005 году произошло объединение двух музыкальных кафедр, и образовалась кафедра музыки и музыкального воспитания. Кафедру возглавил кандидат педагогических наук, доцент В.В.Ковалив.

   

  А.И.Иванов              В.М.Швед                Н.Н.Балакина          В.В.Ковалив

В 2006 году к кафедре музыки и музыкального воспитания присоединилась секция художников, и кафедра была преобразована в кафедру эстетического образования. Заведующим кафедрой стал кандидат педагогических наук, доцент В.В.Ковалив.
С 1 октября 2013 г. кафедра эстетического образования вошла в состав кафедры педагогики и психологии начального образования.

На настоящий момент базовыми направлениями научно-методической работы кафедры являются:
   - организация и проведение научных исследований по проблемам педагогики и психологии начального образования в высших и общеобразовательных учебных заведениях;
   - научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях инновационного развития национальной системы образования;
   - развитие, апробация и внедрение новых эффективных методик преподавания психолого-педагогических дисциплин;
   - повышение качества подготовки специалистов путем эффективного использования результатов научных исследований в учебном процессе;
   - применение информационных технологий в учебном процессе;
   - широкое привлечение студентов к научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская работа кафедры последних лет охватывает следующую тематику:
* «Разработка научно-методических основ применения электронных средств обучения в начальной школе» (2011 – 2016 гг.) № ГР 20115038 (научный руководитель: доц. В.Г. Игнатович).
* «Разработать справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов для начального образования» (для учебной дисциплины «Теоретические основы воспитания младших школьников») в рамках отраслевой научно-технической программы «Электронные образовательные ресурсы» на 2012 – 2014 годы (научный руководитель: доц. Н.В. Жданович).
В 2013 году преподаватели кафедры разрабатывали в рамках указанной тематики следующие направления: «Модель использования ЭСО в образовательном процессе начальной школы»; «Разработать контрольно-диагностические модули электронных учебно-методических комплексов для начального образования» (для учебной дисциплины «Теоретические основы воспитания младших школьников»).

* «Разработка психолого-педагогических основ подготовки будущих учителей начальных классов к формированию эстетической культуры младших школьников в контексте компетентностного подхода» (2016 – 2020 гг.) (научный руководитель: доц. В.Г. Игнатович).

С 2011 по 2016 год кафедрой проводилась научно-исследовательская работа по  внедрению информационных технологий в образовательную практику:

 - научно-методические основы применения электронных средств обучения в начальной школе (научный руководитель: доц. В.Г. Игнатович).

 - разработка для учебной дисциплины «Теоретические основы воспитания младших школьников» справочно-информационных, контрольно-диагностических и интерактивных модулей электронных учебно-методических комплексов для начального образования». Работа проводилась  в рамках отраслевой научно-технической программы «Электронные образовательные ресурсы» на 2012–2014 годы (научный руководитель: доц. Н.В. Жданович).

- разработка для учебной дисциплины «Теоретические основы воспитания младших школьников» модели использования ЭСО в образовательном процессе начальной школы и контрольно-диагностических модулей электронных учебно-методических комплексов для начального образования.

За этот период были опубликованы:

- учебно-методические комплексы для специальности 1-01 02 01 Начальное образование (авторы: Игнатович В.Г., Баранова Л.И., Любимова Ю.С., Сорока О.Г., Забавская И.И. и др);

- несколько учебно-методических пособий для школ, одно из которых получило гриф НИО;

- более 40 научных статей в различных республиканских и международных изданиях, включая страны СНГ и две статьи на английском языке.

Научно-исследовательские, учебные и методические разработки кафедры включают:

- подробный теоретический анализ, включающий исторический и философский аспекты становления и развития того или иного направления;

- обобщение результатов проведения педагогических экспериментов;

- комплексный анализ актуальных вопросов развития современной педагогики;

- трансляцию лучшего педагогического опыта по внедрению новых технологий обучения.

Сотрудники кафедры активно привлекают студентов и молодых ученых к научно-исследовательской деятельности.