ФНО

События

Мастер-классы и секции V Международной научно-практической конференции

2018-12-09

5 декабря 2018 года в рамках V Международной научно-практической конференции «Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы» прошли мастер-классы и секционные заседания.

Конференция объединила более 100 ученых, преподавателей, учителей, аспирантов, магистрантов и студентов, которые собрались вместе на факультете начального образования, чтобы обменяться опытом и обсудить актуальные вопросы начального образования и подготовки учителя.
Традиционным стало проведение в рамках конференции мастер-классов учителей-практиков. Свой опыт разработки использования лэпбуков представила Елена Анатольевна Максутова, учитель начальных классов ГУО «Начальная школа № 39 г. Минска». Инга Петровна Тихоновецкая, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска», пригласила участников конференции стать учителями, работающими по модели перевернутого обучения и познакомила с его приемами и инструментами. Развитию творческих способностей учащихся на уроках математики был посвящен мастер-класс учителя начальных классов ГУО «Средняя школа № 175 г. Минска» Анжелики Михайловны Молодцовой.
Работа секций была посвящена актуальным вопросам и проходила в следующих направлениях: психолого-педагогические аспекты подготовки учителей начальных классов, лингвистическая и естественнонаучная подготовка учителя начальных классов, формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в области предметов эстетического цикла. В обсуждении принимали участие известные ученые, преподаватели вузов и колледжей, педагоги-практики, молодые исследователи.
Наиболее активными были представители трех секций.
Участники секции «Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в области предметов эстетического цикла» (модератор В.В.Ковалив) вели обсуждение проблемы подготовки учителя начальных классов в рамках трех направлений: 1) методологические основы формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов в области предметов эстетического цикла; 2) формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе преподавания изобразительного искусства; 3) формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе преподавания музыкального искусства.
Работа секции «Актуальные проблемы лингводидактической подготовки учителя начальных классов» (модераторы Н.М.Антонович, Е.С.Василевская) была организована в формате «Открытого пространства» (Open space). Все желающие могли в пределах заявленной проблемы заявить для обсуждения наиболее актуальные темы. Было предложено пять проблем, которые были озвучены, записаны и выставлены для рассмотрения на ярмарке предложений. Участники секции смогли ознакомиться с предложенными вопросами и выбрать для себя наиболее важный. В итоге такого голосования сформировались три группы, которые обсуждали следующие вопросы: «Влияет ли нетрадиционная форма урока на работу учеников?» (О.Г.Качан), «Нужно ли учащимся начальных классов знать фразеологизмы?» (О.И.Свириденко), «Как заинтересовать будущего учителя изучением языков?» (А.Т.Семак). Далее каждая группа работала самостоятельно, причем участники обсуждения могли поменять группу, если первоначально заявленная тема их не заинтересовала. Свои идеи, предложения и рекомендации участники групп записывали в специальный протокол.
По окончании обсуждения все протоколы были размещены на ярмарке предложений. Участники секции познакомились с итогами обсуждения и выбрали наиболее яркие и интересные предложения. Так, наибольшее количество положительных оценок набрали рекомендации, связанные с нетрадиционными формами работы: например, для того, чтобы заинтересовать будущих учителей начальных классов в активном использовании белорусского языка, проводить белорусскоязычные дни на факультете; для знакомства с фразеологизмами создавать фразеологическую копилку, объяснять значение фразем через использование рисунков, объяснение этимологии устойчивых единиц; чаще на занятиях по русскому и белорусскому языкам обращаться к сопоставлению языковых фактов близкородственных языков.
Использование технологии «Открытое пространство» дало возможность участникам конференции выйти за пределы своих тем, увидеть, что проблемы, предложенные для обсуждения, тесно связаны и пути решения этих проблем зачастую перекликаются, предложить действительно ярки и интересные идеи для последующей реализации. Обсуждение проблем прошло динамично, в атмосфере искренней заинтересованности.
Нестандартный формат для работы выбрали и участники секции «Научный дебют», объединившей членов студенческих научно-исследовательских лабораторий. Обсуждение проблемы «Как идея устойчивого развития меняет образование?» прошло в формате «Мирового кафе». Модераторами секции были председатель студенческого научного общества ФНО Елена Ширко и доцент кафедры педагогики и психологии начального образования , руководитель СНИЛ Л.И.Баранова. Обсуждение состояло из трёх раундов, в течение которых обсуждались следующие вопросы: как интегрировать принципы и цели устойчивого развития в образовательный процесс начальной школы? какую роль играют исследовательские навыки в образовании для устойчивого развития? какие знания и навыки необходимы младшему школьнику для достижения устойчивого развития? На секции присутствовали представители от каждой СНИЛ факультета. У каждого участника была возможность высказать свои мысли и идеи, касающиеся реализации идеи устойчивого развития в образовании. Также необходимо отметить, что участники секции затронули тему экологической культуры в устойчивом развитии, обсудили насущные проблемы экологии в современном обществе и пути их решения.
Участники конференции при подведении итогов отметили важность состоявшегося обсуждения. В итоговой Резолюции отмечается, что в современных условиях ускорения процессов глобализации и вхождения в единое европейское образовательное пространство важно обеспечить преемственность и практикоориентированность подготовки учителя начальных классов, обеспечить формирование личностно-профессиональных компетенций современного специалиста.